Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №35
»

185001 Республика Карелия
г. Петрозаводск, ул. Локомотивная, 49
+7 (8142) 70-74-71
school35ptz@gmail.com

 

Психологическая безопасность ребенка в семье

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Психологическая   безопасность

                             ребенка   в   семье

 

 

       Важнейшим фактором становления личности ребенка является психологическая безопасность. Психологическая безопасность во многом определяется эмоциональным климатом семьи, в которой растет ребенок.

   Но, к сожалению, семья (даже внешне благополучная) иногда напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. А ведь именно семья должна обеспечивать развивающий характер и состояние психологической защищенности. Дети очень чувствительны к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта.

   Психологическое насилие – это воздействие, причиняющее обиду, вызывающее гнев, страх, эмоциональную неуверенность в собственной значимости.

   Порой родители в воспитательных целях проявляют психологическое насилие по отношению к собственному ребенку, не отдавая себе отчет в том, что, таким образом, они достигают противоположного эффекта. Ребенок осознанно или неосознанно, начинает сопротивляться, по-своему отражать неблагоприятные воздействия со стороны родителей, старается всячески защититься от возможных угроз его личности. Так формируются определенные механизмы психологической защиты. В некоторых случаях дети начинают лгать, изворачиваться, в других, наоборот, противостоять родителям: делать все во вред, вести себя вызывающе, демонстративно, открыто или скрыто бунтовать.

   Психологическое насилие в семье имеет следующие проявления:

  • употребление родителями бранных слов или крика;
  • постоянные допросы и унижения;
  • оскорбления и угрозы.

Основные причины нарушения психологической безопасности ребенка в семье:

  1. Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда, когда уже ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически незнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
  2. Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперопекой. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности.
  3. Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где происходит разлад между родителями.

   В результате постоянного нарушения в семье психологической безопасности, у ребенка формируется низкая самооценка, на фоне других детей он начинает осознавать свою неуспешность.

   Нарушения психологической безопасности проявляются в следующем:

  • беспокойный сон, трудности в засыпании;
  • проявления беспричинной обидчивости, плаксивости;
  • повышенная агрессивность;
  • рассеянность и невнимательность;
  • проявления упрямства;
  • нарушение аппетита;
  • повышенная тревожность.

 

 

 

 

 

Факторы,

которые позволяют родителям оказывать позитивное влияние на судьбу своих детей, а также на принимаемые ими решения

 

  1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

   Ребенок – плод взаимоотношений родителей. И любовь родителей друг к другу – это его жизненная основа, основа его уверенности в себе, в своей ценности. Если ребенок видит, что его родители любят друг друга, он чувствует себя в безопасности. Также важным моментом является личный пример родителей. Если с ребенком проблемы, то в первую очередь нужно анализировать себя и свои взаимоотношения в семье. Обычно дети зеркально отражают наши проблемы. Но пока мы сами не преодолеем эти проблемы, мы не сможем требовать это от детей. Требуйте от себя вежливости, уважения к собственным родителям, бесконфликтности, здорового образа жизни. Как известно, дети поступают не так, как мы им говорим, а так как поступаем мы сами.

 

  1. СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОГО КЛИМАТА В СЕМЬЕ

 

   Атмосфера безопасности обеспечивается гармоничным сочетанием твердости и мягкости, труда и отдыха. Необходимо поощрять и хвалить детей для развития адекватной самооценки. Дом, где ребенок чувствует, что ему рады, что он вызывает интерес, что его уважают, его переживания разделены и он играет определенную нужную и важную роль, всегда будет притягивать его и поддерживать его уверенность в себе.

 

  1. ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ – ФАКТОР, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛИТ РОДИТЕЛЯМ ОКАЗЫВАТЬ ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА СВОИХ ДЕТЕЙ И ПРИНИМАЕМЫЕ ИМИ РЕШЕНИЯ

 

   Самая простая помощь состоит в создании у ребенка убежденности в том, что он хороший и что родители его любят, искренне радоваться малейшим успехам своего ребенка, интересоваться его делами, формировать веру в успех. При неудачах ребенка подчеркивать его достоинства, подкреплять уверенность в собственных силах, формировать перспективу. При критике сосредотачивайте внимание на конкретном поступке ребенка, не подвергайте критике личность ребенка в целом, не оскорбляйте, не унижайте его достоинства: вместо «Какой ты растяпа, вечно все роняешь!», лучше сказать: «В следующий раз будь, пожалуйста, поаккуратнее».

 

 

 

 

Поскольку психологическая безопасность ребенка – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, что родителям не стоит экономить силы на ее обеспечение в детстве.

   У детей существует колоссальная потребность в родителях. Поэтому важно уделять время ребенку, проявлять интерес к его жизни. Спрашивать, как прошел день, что он думал, переживал, чувствовал. Выслушать своих детей предельно внимательно, о чем бы они ни говорили. Рассказывает – значит, доверяет вам. Вано не потерять этого доверия.

 

 

Наверх