Все родители заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинают готовить его к поступлению в школу.
Что является главным компонентом готовности детей к обучению в школе?
Существуют два понятия: педагогическая готовность и психологическая готовность.
Под педагогической готовностью к школьному обучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и чтения. Существуют и другие аспекты, которые нельзя не учитывать. Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям нового взрослого (педагога). Или через какое-то время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т. д. Это другая сторона готовности к школе – психологическая.
Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты:
-
интеллектуальная готовность - это багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, т. е развитие познавательных процессов).
-
социально-личностная готовность – это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми,
-
мотивационная готовность, предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе:
-
игровой - основан на том, что там много ребятишек и будет с кем поиграть.
-
познавательный - ребенок хочет узнать что-то новое и интересное.
-
социальный - ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место.
Деятельность педагога-психолога с детьми подготовительной группы включает в себя несколько этапов:
-
Этап первичной диагностики. Состоит из диагностики уровня развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) и уровня развития мотивационной готовности, произвольности поведения.
-
Этап коррекционно-развивающих занятий, направленных на: формирование эмоциональной сферы, развитие коммуникативных умений, развитие мелкой моторики, развитие познавательных процессов и формирование умения действовать по правилу.
-
Этап вторичной (итоговой) диагностики.
Результаты диагностики с рекомендациями будут сообщены родителям и воспитателям.