Психологическая безопасность
ребенка в семье
Важнейшим фактором становления личности ребенка является психологическая безопасность. Психологическая безопасность во многом определяется эмоциональным климатом семьи, в которой растет ребенок.
Но, к сожалению, семья (даже внешне благополучная) иногда напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. А ведь именно семья должна обеспечивать развивающий характер и состояние психологической защищенности. Дети очень чувствительны к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта.
Психологическое насилие – это воздействие, причиняющее обиду, вызывающее гнев, страх, эмоциональную неуверенность в собственной значимости.
Порой родители в воспитательных целях проявляют психологическое насилие по отношению к собственному ребенку, не отдавая себе отчет в том, что, таким образом, они достигают противоположного эффекта. Ребенок осознанно или неосознанно, начинает сопротивляться, по-своему отражать неблагоприятные воздействия со стороны родителей, старается всячески защититься от возможных угроз его личности. Так формируются определенные механизмы психологической защиты. В некоторых случаях дети начинают лгать, изворачиваться, в других, наоборот, противостоять родителям: делать все во вред, вести себя вызывающе, демонстративно, открыто или скрыто бунтовать.
Психологическое насилие в семье имеет следующие проявления:
- употребление родителями бранных слов или крика;
- постоянные допросы и унижения;
- оскорбления и угрозы.
Основные причины нарушения психологической безопасности ребенка в семье:
- Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда, когда уже ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически незнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
- Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперопекой. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности.
- Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где происходит разлад между родителями.
В результате постоянного нарушения в семье психологической безопасности, у ребенка формируется низкая самооценка, на фоне других детей он начинает осознавать свою неуспешность.
Нарушения психологической безопасности проявляются в следующем:
- беспокойный сон, трудности в засыпании;
- проявления беспричинной обидчивости, плаксивости;
- повышенная агрессивность;
- рассеянность и невнимательность;
- проявления упрямства;
- нарушение аппетита;
- повышенная тревожность.
Факторы,
которые позволяют родителям оказывать позитивное влияние на судьбу своих детей, а также на принимаемые ими решения
- ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Ребенок – плод взаимоотношений родителей. И любовь родителей друг к другу – это его жизненная основа, основа его уверенности в себе, в своей ценности. Если ребенок видит, что его родители любят друг друга, он чувствует себя в безопасности. Также важным моментом является личный пример родителей. Если с ребенком проблемы, то в первую очередь нужно анализировать себя и свои взаимоотношения в семье. Обычно дети зеркально отражают наши проблемы. Но пока мы сами не преодолеем эти проблемы, мы не сможем требовать это от детей. Требуйте от себя вежливости, уважения к собственным родителям, бесконфликтности, здорового образа жизни. Как известно, дети поступают не так, как мы им говорим, а так как поступаем мы сами.
- СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОГО КЛИМАТА В СЕМЬЕ
Атмосфера безопасности обеспечивается гармоничным сочетанием твердости и мягкости, труда и отдыха. Необходимо поощрять и хвалить детей для развития адекватной самооценки. Дом, где ребенок чувствует, что ему рады, что он вызывает интерес, что его уважают, его переживания разделены и он играет определенную нужную и важную роль, всегда будет притягивать его и поддерживать его уверенность в себе.
- ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ – ФАКТОР, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛИТ РОДИТЕЛЯМ ОКАЗЫВАТЬ ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА СВОИХ ДЕТЕЙ И ПРИНИМАЕМЫЕ ИМИ РЕШЕНИЯ
Самая простая помощь состоит в создании у ребенка убежденности в том, что он хороший и что родители его любят, искренне радоваться малейшим успехам своего ребенка, интересоваться его делами, формировать веру в успех. При неудачах ребенка подчеркивать его достоинства, подкреплять уверенность в собственных силах, формировать перспективу. При критике сосредотачивайте внимание на конкретном поступке ребенка, не подвергайте критике личность ребенка в целом, не оскорбляйте, не унижайте его достоинства: вместо «Какой ты растяпа, вечно все роняешь!», лучше сказать: «В следующий раз будь, пожалуйста, поаккуратнее».
Поскольку психологическая безопасность ребенка – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, что родителям не стоит экономить силы на ее обеспечение в детстве.
У детей существует колоссальная потребность в родителях. Поэтому важно уделять время ребенку, проявлять интерес к его жизни. Спрашивать, как прошел день, что он думал, переживал, чувствовал. Выслушать своих детей предельно внимательно, о чем бы они ни говорили. Рассказывает – значит, доверяет вам. Вано не потерять этого доверия.