Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №35
»

185001 Республика Карелия
г. Петрозаводск, ул. Локомотивная, 49
+7 (8142) 70-74-71
school35ptz@gmail.com

 

Советы родителям:

чтобы ребенок реагировал на просьбы

с первого раза

   Редкий ребенок "запрограммирован" выполнять любую родительскую просьбу с первого раза, а также слушать и слышать все, что пытаются донести до него старшие родственники. Все дело в том, что внимание ребенка работает иначе, нежели внимание взрослого человека, поэтому заставить любимое чадо сконцентрироваться на ваших словах бывает порой непросто. Однако есть несколько проверенных способов, способных облегчить эту задачу.

    Несбыточный сон среднестатистического родителя: он ласково говорит ребенку "милый, убери в комнате игрушки", а ребенок в ответ тут же отвечает: "да, мамочка!" и весело бежит убирать свою комнату. С первого раза! А потом с первого напоминания выключает телефон, делает уроки, чистит зубы... Снился вам такой сон? А знаете, не такой уж он и несбыточный. Можно сделать кое-что, что поможет вашим детям реагировать на ваши просьбы с первого раза.

 

УБЕДИТЕСЬ,  ЧТО РЕБЕНОК  ДЕЙСТВИТЕЛЬНО  СЛЫШИТ  ВАС

    Часто родители доносят детям свои инструкции криком через всю квартиру. Например, мама из кухни кричит сыну в комнату: "Вынеси мусор!",  сын в это время играет в компьютерную игру. Он может реально не услышать вас из-за увлеченности и потому не будет реагировать. Психологи советуют не доводить ситуацию до крика "сколько раз тебе говорить!", донося просьбы из кухни, а лучше подойти к ребенку, попросить для начала отложить гаджеты (сказать: "Положи телефон, пожалуйста", "Отвлекись на минутку, мне нужно тебе кое-что сказать") и только убедившись, что ребенок слушает вас, смотрит именно на вас, а не через ваше плечо в телевизор, сообщить свою просьбу что-то сделать.

КОНКРЕТИЗИРУЙТЕ  ВРЕМЯ  ВЫПОЛНЕНИЯ  ВАШИХ  ПРОСЬБ

    Если важно вынести мусор именно сейчас, то надо сообщить и это: "Сейчас, сынок, не потом, не вечером, а вот прямо сейчас". Просьбы что-то сделать без привязки ко времени дети будут растягивать максимально долго. Скажете "убери игрушки" - будет откладывать уборку до сна. "Убери игрушки, пожалуйста, даю тебе полчаса, время пошло" (можно показать на часах со стрелками - на какие цифры они буду показывать) - уже более конкретная просьба, согласитесь.

СООБЩАЙТЕ,  А  НЕ  СПРАШИВАЙТЕ

   Одна из самых распространенных ошибок, которые допускают родители, выдавая детям указания что-либо сделать, заключается в том, что они как раз не указывают, а спрашивает ребенка, может ли он что-то сделать, считая такую форму обращения более мягкой. Например, вопрос "не мог бы ты убрать игрушки за собой?" для ребенка не означает вежливую форму, на которую он должен отреагировать вежливым согласием. Для него это означает вопрос с вариантом ответов "да-нет". "Не мог бы ты убрать игрушки?" - даже умеренно оппозиционный ребенок скажет себе: ээээ, пожалуй нет... Просто скажите ему без всяких этических заигрываний: "Убери игрушки на место, пожалуйста. Сейчас". Можно дать ребенку время: "У тебя осталось десять минут на игру, а потом выключай компьютер".

ДАВАЙТЕ  ОДНУ  ИНСТРУКЦИЮ  ЗА  РАЗ,  А  НЕ  НЕСКОЛЬКО

   Маленькие дети и дети с проблемами внимания не могут адекватно воспринимать несколько просьб одновременно. Не стоит выдавать очередь поручений: "оденься, умойся, иди завтракать", дети могут запомнить одно, два в лучшем случае. И хорошо, если ничего не перепутают. Это происходит потому, что в дошкольном возрасте ребенок еще много отвлекается. Поэтому - ЗА ОДИН РАЗ - ОДНО ТРЕБОВАНИЕ.

УБЕДИТЕСЬ,  ЧТО РЕБЕНОК  ПОНЯЛ  ВАШУ  ПРОСЬБУ

   Попросите ребенка повторить вашу просьбу, как он ее понял. Особенно это касается просьб, которые вы озвучиваете ребенку нечасто или впервые. Это гарантирует, что ребенок правильно понял ваши ожидания, а вы сразу поймете, не путается ли он в ваших объяснениях. Зачастую дети послушно кивают, но не до конца понимают инструкции, или думают, что понимают, поэтому не уточняют непонятные моменты. Или не решаются переспросить, как именно нужно что-то сделать, поэтому в итоге вы получаете совершенно не тот результат, на который рассчитывали. Например, вы можете попросить ребенка развесить белье из машинки. Спросите его, как он это будет делать? И если надо - покажите как именно вы сами развешиваете вещи.

ЗАКРЕПЛЯЙТЕ  ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ  ПОВЕДЕНИЕ  ПОХВАЛОЙ

   Когда ребенок делает что-то правильно и вовремя, как вы попросили об этом, даже если это банальная чистка зубов, похвалите его. А если это дела по дому, то тем более выразите свое удовольствие от проделанной им работы. "Как аккуратно ты сложил книжки! Молодец! Это отличная работа!"

РЕАЛИЗУЙТЕ  НЕГАТИВНЫЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ

   Но если ребенок не сделал то, о чем вы его просили, ни с первого раза, ни со второго, ни с третьего, значит, вам придется быть несколько жестче. Можно использовать прием естественных следствий, по принципу "если, то...". Если ваши требования ребенок проигнорировал, то следует применить дисциплинарный метод лишения привилегий: "Если ты сейчас не уберешь игрушки, то не будешь смотреть вечером мультфильмы". Но стоит обязательно довести начатое до конца: если вы обещали лишить ребенка каких-либо привилегий, обязательно это сделайте (если ребенок проигнорировал вашу просьбу), доведите обещанное до конца, чтобы ребенок понимал, что ваши слова имеют ценность и вы не "бросаете их на ветер". Не обещайте нереальных наказаний типа "забрать телефон на неделю", "неделю без вкусняшек", самим же будет трудно их выполнить. А вот отключить игры на сутки вполне реально до тех пор, пока ваша просьба не будет выполнена, тоже реально и не так травматично для психики. Когда ребенок будет понимать, что ваши слова не пустой звук, он начнет делать то, что вы просите.

Наверх