Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №35
»

185001 Республика Карелия
г. Петрозаводск, ул. Локомотивная, 49
+7 (8142) 70-74-71
schoolptz35@mail.ru

 

 

КОНФЛИКТЫ  У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА 

И  ПУТИ  ВЫХОДА  ИЗ  НИХ

 

   Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций возникает великое множество и во многих, порой, бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни ребенка.

   Какие то небольшие ссоры или стычки между детьми можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия детей друг с другом, как взаимодействие с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок ну никак не может обойтись. Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Нужно чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликт. Все взрослые знают, что дети ссорятся в основном из-за игрушек. Являясь собственником по своей природе, ребенку трудно расстаться с любимой игрушкой или вещью. И поэтому когда другой ребенок пытается эту игрушку или вещь отобрать у него, он расценивает это как покушение на его безопасность, на его личное пространство. Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины (когда ребенку говорится: ты сам виноват в этом, из-за тебя это произошло), ни к чему хорошему не приводят. Задача взрослых (родителей, воспитателей) состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, детей. То есть это умение выражать свое желание, выслушивать желание другого, договариваться о чем-либо, прийти к чему то общему.

   Наблюдая за детьми в конфликтной ситуации мы видим, что дети всегда по разному пытаются решить возникшую проблему. Некоторые разрешают с проявлением силы для достижения своих целей.

   Существуют два основных способа разрешения конфликтных ситуаций: деструктивный и конструктивный.

   Деструктивный способ предполагает либо уход от ситуации ("уйду и не буду с ним играть", "сам буду играть"), либо агрессивное разрешение ("всех побью и заставлю играть"), либо привлечение воспитателя для разрешения конфликта ("позову воспитателя, он всех заставит играть").

   Конструктивные выходы из конфликта предполагают положительное разрешение конфликта ("предложу другую игру", "спрошу у ребят, во что лучше поиграть, и мы договоримся")

   Силовой способ разрешения конфликта в основном используют дети, у которых имеются трудности в общении, непонимание друг друга, отсутствие доверия, агрессивность, которая порождает ответные реакции.

   Дети, которые предпочитают разрешать конфликт конструктивным способом, более общительны, и у них как правило устанавливаются благополучные взаимоотношения со сверстниками.

 

Пути разрешения конфликтов между детьми

 

   Взрослым необходимо:

*    Признать существование конфликта.

*    Выяснить, что является объектом конфликта, что послужило его возникновению. На этом этапе узнаются позиции сторон (выслушать каждого ребенка, его мнение и позицию).

*    Если после признания конфликта выясняется, что решить его "сходу" не получается, рекомендуется перенести это на более подходящее время и уже определить необходимо ли привлечь к разбору конфликта посредника (старшего воспитателя, психолога или родителя).

*    Далее разработать варианты решений конфликтной ситуации или воспитательных методов.

*    Использовать игротерапию, где игра служит атмосферой для ребенка, в которой он может налаживать отношения с окружающим его миром и другими детьми. В игре можно использовать игры, где встречаются ситуации конфликта, и предлагать ребенку верные способы решения таких ситуаций.

*    Неигровой метод - использование ритуала приветствий и прощания, групповое пение, обмен впечатлениями после проведенной игры.

Рекомендуется:

*    Не всегда стоит вмешиваться в ссоры между детьми.

*    Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не стоит занимать позицию одного из детей, даже если вы точно знаете кто здесь прав, а кто виноват.

*    Попробуйте приучить детей к мысли что, кто бы не начал ссору, ответственность за дальнейшие события будут нести оба ребенка. Сделайте акцент не на то "Кто виноват?", а на "Что делать?"

 

Профилактика  детских  конфликтов

 

      Полностью предотвратить конфликты между детьми в детском саду нельзя, да и не нужно. Эти ситуации и выход из них - основа социализации ребенка в будущем. Помочь малышу правильно вести себя  в спорах - это задача родителей. Основной способ - игры. Играйте вместе с ребенком: когда есть общая цель, радости, переживания за общее дело, распределение обязанностей, согласованность действий, ребенок учится уступать желаниям других и убеждать их в своей правоте, действовать для достижения общего результата. Очень важны сюжетно-ролевые игры. Пусть комната станет больницей, магазином, магистралью, а ребенок - врачом, продавцом, водителем. Ведь любая роль предполагает партнера: врач - больной, продавец - покупатель, а это способствует развитию у ребенка навыков общения.

  

  

 

 

Наверх