Управление школы осуществляется в соответствии с Федеральным Законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с государственными стандартами изучения соответствующих предметов, с Уставом школы.
Система управления состоит из функции управления, административно-хозяйственной деятельности, функции образования, функции воспитания и профессионального роста педагогических кадров, функции координации действий и другие.
Управление осуществляется в следующих формах:
- в форме административного управления (директор и его заместители);
- в форме самоуправления (выборные субъекты управления);
- в форме соуправления (представительные субъекты управления — представители тех или иных органов).
С точки зрения масштаба решаемых задач и субъектов, осуществляющих непосредственно управление, выделяется четыре уровня управления:
- первый уровень — уровень директора школы (уровень стратегического управления). На этом уровне сформированы органы управления — педагогические, ученические, родительские;
- второй уровень — уровень заместителей директора (уровень тактического управления по обучению, воспитанию, организации внеурочной деятельности школьника, организации образовательного процесса и среды);
- третий уровень — уровень учителей, классных руководителей, воспитателей;
- четвёртый уровень — уровень учащихся (уровень оперативного ученического управления).
Управление Учреждением осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Органы школьного самоуправления, их функции и полномочия:Формами самоуправления школы являются: Совет школы, Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет, Общешкольный родительский комитет, Совет обучающихся (Совет лидеров).
В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся и педагогических работников по вопросам управления Учреждения и при принятии Учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся и педагогических работников в Учреждении могут создаваться иные органы управления Учреждением.
Совет школы
Общее руководство школой осуществляет выборный представительный орган — Совет школы, который состоит из представителей педагогического коллектива — 4 человека, обучающихся 6-9 классов — 4 человека, родителей (законных представителей) обучающихся — 4 человека, а также в обязательном порядке Руководитель (директор) Учреждения.
Избираемые члены Совета школы избираются на общих собраниях Учреждения: от родителей на классных (общешкольных) родительских собраниях, от учащихся 5-9 классов на классных часах, от педагогического коллектива выдвигаются на Педагогическом совете школы. Количество кандидатов не ограничено, но не менее 4 человек от трёх категорий участников образовательного процесса. Деятельность Совета школы регламентируется Уставом и Положением о Совете школы.
Совет школы:
- определяет стратегию развития школы;
- утверждает основные направления развития школы;
- обсуждение новой редакции Устава Учреждения;
- разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению инновационных технологий;- ведает вопросами этики и гласности;
- контролирует расходование средств, являющихся собственностью школы;
- заслушивает отчеты директора о работе школы;- создает временные или постоянные комиссии, советы по различным направлениям работы школы, устанавливает их полномочия;
- участвует в разработке и согласовывает локальные акты школы, устанавливающие виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера работникам школы, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников Учреждения;
- осуществляет другие функции, предусмотренные Положением о Совете школы.
Заседания Совета школы созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. Решения Совета школы принимаются открытым голосованием. Решения Совета школы являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава и за них проголосовало не менее двух третей присутствующих.Решения Совета школы, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для администрации и всех членов трудового коллектива школы. Совет школы вправе делегировать свои полномочия полностью или в части Руководителю Учреждения.
Общее собрание трудового коллектива
Трудовой коллектив школы составляют все работники Учреждения (администрация, педагоги, воспитатели дошкольных групп и обслуживающий персонал) является коллегиальным органом управления, в компетенцию которого входит:
- принятие решений по следующим вопросам:
- определение основных направлений развития Учреждения;
- рассмотрение вопросов работников Учреждения по охране труда, улучшению материально-технической базы Учреждения;
- внесение предложений в план развития Учреждения, в том числе о направлениях образовательной деятельности и иных видах деятельности Учреждения;
- обсуждение проекта новой редакции Устава, изменений и дополнений в Устав и направление их Руководителю для выступления с ходатайством перед Учредителем по утверждению новой редакции Устава или внесению изменений и (или) дополнений в Устав;
- утверждение правил внутреннего трудового распорядка Учреждения, положения об оплате труда работников и иных локальных нормативных актов в соответствии с установленной компетенцией по представлению Руководителя Учреждения;
- создание условий, необходимых для охраны и укрепление здоровья, организации питания обучающихся и работников Учреждения;
- избрание представителей работников в комиссию по трудовым спорам Учреждения;
- обсуждение вопросов состояния трудовой дисциплины в учреждении, внесение предложений по ее укреплению;
- содействие созданию оптимальных условий для организации труда и профессионального совершенствования работников, поддержка общественных инициатив по развитию деятельности Учреждения;
- ходатайствование о награждении работников Учреждения;
- принятие решения об организации и прекращении деятельности иных органов управления Учреждением.
Общее собрание действует бессрочно и включает в себя работников Учреждения на дату проведения общего собрания, работающих на условиях полного рабочего дня по основному месту работы в Учреждении, включая работников обособленных структурных подразделений.Общее собрание трудового коллектива проводится не реже одного раза в год. Решение о созыве Общего собрания работников принимает Руководитель Учреждения.Решения Общего собрания принимаются простым большинством голосов членов, присутствующих на собрании, и оформляются протоколом. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим. Решения являются обязательными, исполнение решений организуется Руководителем Учреждения. Руководитель отчитывается на очередном Общем собрании работников об исполнении и (или) о ходе исполнения решений предыдущего Общего собрания. Решения по вопросам исключительной компетенции принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Педагогический совет школы
Органом управления педагогических работников Учреждения является Педагогический совет, в состав которого входят все педагогические работники Учреждения. С правом совещательного голоса на заседаниях Педагогического совета также могут присутствовать представители родителей (законных представителей) обучающихся, представители общественных организаций, учреждений, взаимодействующих с Учреждением. Необходимость их приглашения определяется председателем Педагогического совета. Педагогический совет действует на основании Положения о Педагогическом совете, утвержденного Советом школы.К компетенции Педагогического совета относится:
- определение общих направлений основной образовательной и финансово- хозяйственной деятельности Учреждения;
- разработка и принятие образовательной программы Учреждения;
- определение организационной структуры педагогического коллектива Учреждения;
- обсуждение и принятие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
- принятие решений о ведении спецкурсов, факультативов, досуговых объединений, внеурочной деятельности и др.;
- принятие решения о переводе обучающегося в следующий класс, об отчислении обучающегося;
- принятие решения о допуске обучающегося к государственной итоговой аттестации;
- принятие решения о формах проведения промежуточной аттестации обучающихся;
- осуществление взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам организации образовательного процесса;
- обсуждение вопросов, связанных с профессиональной деятельностью педагогических работников Учреждения;
- обсуждение содержания локальных актов Учреждения в части, затрагивающей осуществление образовательного процесса в Учреждении;
- поддержка общественных инициатив по совершенствованию обучения и воспитания учащихся;
- внедрение в практику работы Учреждения достижений педагогической науки и передового педагогического опыта;
- выдвижение работников Учреждения для представления их к награждению, присуждения им почетных званий;
- определение основных направлений развития Учреждения, повышения качества и эффективности образовательного процесса;
- поддержка общественных инициатив по совершенствованию обучения и воспитания учащихся;
- принятие решений о требованиях к форме, внешнему виду обучающихсяосуществляет другие функции, предусмотренные Положением о Педагогическом совете.
Заседания Педагогического совета проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год и являются правомочными, если на них присутствует не менее 2/3 его членов.
Для ведения протокола и организации делопроизводства из числа педагогов избирается секретарь Педагогического совета.Председателем Педагогического совета является Руководитель Учреждения.Решение Педагогического совета считается принятым, если за него проголосовало более половины от присутствующих на заседании Педагогического совета его членов, при равенстве голосов голос председательствующего является решающим.
Срок полномочий Педагогического совета не ограничен.
Общешкольный Родительский комитет
В целях привлечения родительской общественности к активному участию в жизни школы, укрепления связей между школой и семьей, реализации прав родителей на участие в управлении школой создается Родительский комитет школы, который действует на основании Положения о Родительском комитете, утвержденного Советом школы. Общешкольный Родительский комитет формируется из представителей родительских комитетов учебных классов и групп дошкольного образования — по одному представителю от родительского комитета каждого класса (группы дошкольного образования)
Руководит деятельностью Общешкольного Родительского комитета его председатель, протокол заседания Общешкольного родительского комитета ведёт секретарь, избираемые Общешкольным Родительским комитетом из своего состава.
Заседание Общешкольного Родительского комитета является правомочным, если на нём присутствуют не менее двух третей его членов. Решения Общешкольного Родительского комитета принимаются открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа присутствующих на заседании членов Общешкольного Родительского комитета. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.
На заседаниях Общешкольного Родительского комитета ведутся протоколы, подписываемые председателем Общешкольного Родительского комитета и секретарём. Протоколы хранятся в делах Учреждения.
Общешкольный Родительский комитет:
- вносит на рассмотрение органов самоуправления школы предложения по организации и проведению внеклассной работы с обучающимися, по организационно- хозяйственным вопросам, по улучшению работы педагогического коллектива с родителями;
- устанавливает связи с административными органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями по вопросам оказания школе помощи в проведении воспитательной работы, укреплению ее материально-технической базы;
- вправе оказывать на добровольной основе помощь в подготовке Учреждения к новому учебному году;
- принимает меры общественного воздействия по отношению к родителям обучающихся, не выполняющим законодательство об образовании, нарушающим права обучающихся;
- участвует в работе по профориентации обучающихся путем организации экскурсий на производство, встреч с людьми разных профессий;
- участвует в работе по контролю за организацией питания обучающихся.
Совет обучающихся (Совет лидеров)
Формой самоуправления обучающихся Учреждения является Совет обучающихся (Совет лидеров). Совет обучающихся состоит из не менее 5 членов, выдвинутых на классных собраниях обучающихся 5-9 классов Учреждения.
Для осуществления своей деятельности Совет обучающихся (Совет лидеров) из своего состава избирает председателя, заместителя председателя и секретаря.
Совет обучающихся:
- готовит и проводит собрания обучающихся;
- по согласованию с Педагогическим советом планирует и организует внеклассную и внешкольную работу с обучающимися в соответствии с планом проведения общешкольных мероприятий;
- координирует деятельность объединений обучающихся;
- устанавливает шефство старших классов над младшими;
- организует дежурство обучающихся, поддержание дисциплины и порядка в Учреждении;
- заслушивает отчёты о работе создаваемых Советом обучающих комиссий;
- обсуждает вопросы поощрения и привлечения обучающихся к ответственности в соответствии с Уставом и локальными актами Учреждения.
Заседания Совета обучающихся (Совета лидеров) является правомочным, если на нём присутствуют не менее двух третей его членов. Решения Совета обучающихся (Совета лидеров) принимаются открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа присутствующих на заседании членов Совета обучающихся (Совета лидеров). При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.
На заседаниях Совета обучающихся (Совета лидеров) ведутся протоколы, подписываемые председателем Совета обучающихся (Совета лидеров) и секретарём. Протоколы хранятся в делах Учреждения.